Лифтовка

Автомобили семейства 4Runner, Hilux Surf, Hilux, Tacoma – очень удобны для лифтовки. Причем, успешно лифтовать можно как кузов над рамой (body lift), так и любой тип подвески – IFS, solid front axle, solid rear axle (suspension lift). Для этого можно использовать как самодельные детали, так и множество уже готовых продуктов от достаточно большого количества производителей, таких как PERFORMANCE ACCESSORIES, TRAIL MASTER, SUPER LIFT, ARB (OLD MAN EMU) и др. Следует заметить, что ни один из вышеупомянутых производителей body lift kits не выпускает комплектов для автомобилей с АКПП. Так же особо указывается в описаниях к продукции, что если автомобиль оборудован АКПП, то body lift kit не подходит для этого автомобиля. Связанно это, видимо, с достаточно тонким механизмом переключения передач на АКПП, отвечать за модификацию которого производитель не хочет. При желании и наличии возможностей, переделывать механизм переключения передач АКПП придётся самостоятельно. На этом вопросе я останавливаться не буду. Скажу только, что процесс этот не так прост, как кажется.

Наиболее простым, эффективным и безболезненным в техническом и материальном смыслах типом лифтовки является Body Lift – то есть подъем кузова над рамой. При этом центр тяжести автомобиля сильно не перемещается вверх, и устойчивость автомобиля остаётся близкой к заводским параметрам (основной вес сосредоточен в деталях трансмиссии и подвески, в раме и двигателе – которые остаются на прежней высоте). Однако не стоит забывать, что основной целью любого лифта является установка больших по диаметру колёс, что в свою очередь приводит к общему подъему центра тяжести. Это повышение центра тяжести, как и незначительное повышение, вызванное бодилифтом, хорошо компенсируется расширением колеи, которое так же обычно необходимо при установке больших и широких колёс. Применение бодилифта 3” в сочетании с изначально большими колёсными арками 4Раннера и др. автомобилей семейства, даёт очень хороший результат – возможность установить колёса 33Х12.5. Наличие таких колёс в сочетании с небольшим весом 4Раннера очень сильно улучшает внедорожные способности автомобиля, поэтому на этом типе лифта я остановлюсь подробнее.

Следует обратить внимание, что у изготовителя далеко не всегда имеются в наличии производимые комплекты. Если комплект не пользуется большой популярностью и его нет на складе, изготовитель может предложить оформить Factory order. При этом стоимость комплекта, как правило не меняется, а просто увеличивается срок поставки.

Из всех предлагаемых на рынке лифт комплектов для 4Runner 1994 года выпуска я предпочел комплект от Performance Accessories. Этот комплект показался мне наиболее полным и правильным, хотя остальные комплекты (например от Trail Master) так же очень не плохие. Номер продукта – 5513М (На картинке слева изображен другой комплект – 5583 для Tacoma 2002г).



В комплект входит:

1. 10 усиленных нейлоновых проставок, удлинённые нержавеющие (оцинкованные) болты крепления кузова к раме повышенной прочности со специальными гайками и резьбовым клеем.

2. Новый оцинкованный (gold zinc) элемент панели капотного отсека (firewall plate), изменяющий угол прохождения рулевого кардана; сам удлинитель рулевого кардана;

3. Оцинкованные (gold zinc) проставки для крепления переднего бампера к раме, удлинители рычагов КПП и раздатки; страховочные проставки для багажного отсека.

4. Оцинкованные (gold zinc) проставки со шпильками для опускания радиатора.

5. Необходимые болты, гайки, шайбы, резьбовой клей, инструкция.

С доставкой из США, комплект обошелся мне в 200 у.е. Срок поставки в Москву – 3 недели. Установка комплекта не вызвала никаких серьёзных затруднений. Стоит обратить внимание лишь на некоторые тонкости:

Во-первых, не хватило длины трубки горловины топливного бака. Может быть это связано с тем, что комплект американский, и не предусматривает установку на дизельную версию модели (4Runner с двигателем 1KZ-T). Подобрали новую трубку, подходящую по диаметру. Так же не хватило длины резиновой трубки рабочего цилиндра сцепления. Пришлось взять трубку от бензиновой (3VZ-E) модели – она (трубка) оказалась почти в два раза длиннее родной от 1KZ-T. Следует заметить, что у бензиновых моделей рабочий цилиндр расположен на пассажирской стороне картера сцепления, на большинстве дизелей с водительской (схема пассажир-водитель взята применительно к леворульному автомобилю).

Во-вторых, пришлось повозится с удлинёнными рычагами КПП и РК, которые стали «наезжать друг на друга». Решение этой проблемы простое – надо подогнуть их в нужном направлении. Кстати, возможность возникновения подобной проблемы была описана в инструкции. Такая забота производителя меня очень порадовала.

В завершении были еще кое-какие мелочи – например одну из трубок печки поменяли, где-то крепления проводки удлинили итд. В общем – это уже свободное творчество. Длины тормозных трубок хватило. Немного «сыграли» витки.

После установки бодилифт-комплекта, я приступил к подбору нужных дисков. Цель – установить колёса 33Х12.5 таким образом, чтобы они не цепляли ни одну деталь автомобиля даже при самых максимальных ходах подвески и углах поворота передних колёс. Первые выбранные мною диски с параметрами 8.5JX15 ET –28 отлично подошли. Колёса 33Х12.5 вели себя в арках так, как было задумано (правда следует отметить, что у меня уже был установлен 2" лифт задней подвески). Пришлось только немного подрезать углы пластикового фартука бампера (по 1 см с каждой стороны). При плановой переборке передней подвески я обнаружил, что торсионы на моём 4Runner были затянуты очень слабо. После сборки подвески и средней (!!! Внимание, НЕ максимальной!!!) затяжки торсионов, я обнаружил, что объем колёсной арки увеличился еще (на этот раз за счет подъема подвески до нормального не просевшего уровня), и я без труда вместил туда колёса 35”. Правда только для того, чтобы попробовать. При максимальных ходах подвески, 35-ые обязательно бы цепляли за арки. Нагрузка на трансмиссию с 35-ыми колёсами уже заметно больше, чем с 33-ими. Да и приёмистость по городу заметно падает, а расход топлива возростает. Следует отметить, что сильно перетягивать торсионы для лифта передней подвески не следует, так как это негативно влияет на управляемость, диапазон работы подвески, ШРУСы, ездовой комфорт, а так же на прочность самих торсионов с болтами их крепления и затяжки.


Для лифта подвески существует масса аксессуаров – как отдельных элементов (пружин, рессор, амортизаторов), так и целых комплектов. На картинке слева изображен комплект от SuperLift для IFS моделей семейства с 1988 по 1996 года. На картинке справа – комплект для полностью мостовых моделей. Так же, большое количество элементов подвески (серьги пружины, и многое другое) выпускает OLD MAN EMU (ARB). Стоит отметить, что такие комплекты – удовольствие не дешевое. Стартовая цена производителя для минимальной конфигурации обычно около 400$.

Существуют гораздо более простые и дешевые способы лифтовки подвески. Например для лифта задней пружинной подвески можно использовать более длинные пружины или проставки под оригинальные пружины. (Хорошие фирменные комплекты всегда включают в себя поворот моста для нормализации рабочих углов работы кардана). Для рессорной подвески одним из эффективных и простых способов лифтовки является SPOA (SOA) – springs over axles – рессоры над мостом. Однако на рессорных моделях рассматриваемого семейства, данный тип установки рессор (SPOA) применяется производителем штатно (так же штатно применяется на УАЗе). Помимо этого, в рессорной передней подвеске автомобилей семейства штатно используется shackle reversal – то есть серьга располагается позади моста. Так же применяются проставки для крепления рессор и серёг (или более длинные серьги). При лифтовке подвески необходимо помнить об углах работы карданов, углах продольного наклона стойки и многих других параметрах.


Другие модификации

Marlin Crawler – небольшая американская тюнинговая контора, предлагает кит для раздаточной коробки со стандартным High gear 1:1 и пониженным с 2.88 до 4.7:1 Low gear. Для тех, кому недостаточно таково передаточного числа, предлагается специальный адаптер для установки дополнительной понижающей коробки. При этом обе используемые коробки – это понижающий блок обычной заводской раздаточной коробки, которую можно купить на разборке (см. картинки справа). Такая модификация так же потребует изменения длин карданов. Так же Marlin Crawler предлагает усиленные ШРУСы для переднего поворотного моста. (на картинке слева).


Усиленные главные пары с высокими передаточными соотношениями – одна из необходимых модификаций для подготовки внедорожника к тяжелым условиям. Для 4Runner и других автомобилей семейства выпускается масса таких главных пар, установочных комплектов, сальников и.т.п. Наиболее известные производители – Precision Gear, Yukon Gear, Richmond Gear, распространитель – Randy’s Ring & Pinion. При этом предлагаемый диапазон передаточных чисел для одной и той же модели главной пары достаточно большой. Например, соотношения у Precision Gear для 8” пары на выбор: 3.54:1, 4.11:1, 4.56:1, 4.88:1, 5.29:1, 5.71:1. Так же можно заказать Third member (3d member) – уже собранный редуктор с главной парой и дифференциалом.





Если на Вашем автомобиле нет жесткой межколёсной блокировки и Вас не устраивает штатно предлагаемый Тойотой friction based LSD дифференциал – не огорчайтесь. На автомобили семейства 4Runner производится хороший выбор опциональных дифференциалов от ARB и Tractech. Это как LSD (limited slip diff) дифференциалы, так и дифференциалы с жесткой ручной или автоматической блокировкой. Компания Tractech производит великолепный torque sensitive LSD дифференциал – Detroit TRUE TRAC (изображен на картинке слева). Каталожные номера для 2-ого поколения модели c ADD-IFS - Front 911A342 Rear 913A321. Точно определить номер для конкретной модели необходимо по каталогу производителя. Этой же компанией производятся автоматические блокировки Detroit Locker, Detroit E-Z Locker, Detroit Gearless Locker. В конце 2002 года компания Tractech пустила в продажу новый LSD torque sensitive дифференциал, оборудованный жесткой электроприводной блокировкой. Компания ARB производит дифференциалы с жесткой механической блокировкой (схема на картинке справа). Каталожные номера для 2-ого поколения модели c ADD-IFS - Front RD90 Rear RD23.



При подготовке внедорожника к эксплуатации в суровых условиях, следует помнить о вентиляции агрегатов мостов, КПП, РК. Вентиляцию желательно выводить на уровень Шнорхеля. Очень хорошо это получается при использовании тормозных трубок и армированных шлангов. При этом не стоит выводить вентиляцию в тракт воздухозабора двигателя, так как там присутствует разряжение. Так же не стоит выводить вентиляцию в салон – будет сильно пахнуть угаром масла.

Помимо всего вышеперечисленного, на рассматриваемые модели производится большое количество дополнительных аксессуаров, таких как шнорхели, воздушные фильтры пониженного сопротивления, TRD Turbo нагнетатели, топливные фильтры, дополнительные топливные баки, бампера. Так же в большом изобилии находятся различные бирюльки типа салазок на крышу, порогов, «кенгурятников» и многого другого.

© VADUS                                                    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ