Определение параметров Главной Пары и типа дифференциала.
Определить размер и передаточное число главной пары, а так же тип дифференциала,
используемого в заднем и/или в переднем мосту 4Runner, Hilux, Surf и других
автомобилях Toyota, можно по коду на подкапотной табличке
– в разделе TRANS/AXLE. Четырёхзначный код, соответствующий полю AXLE, имеет
первое буквенное значение (например G), и три последующих цифровых значения.
Буква отвечает за размер главной пары (ГП), две последующие цифры отвечают за
передаточное число ГП, а последняя цифра отвечает за тип дифференциала. Поле
TRANS содержит код коробки передач – например R150F. Если в коде нет буквы – значит автомобиль переднеприводный (и у него нет кольцевой шестерни – ring gear).
К сожалению, заводская номенклатура агрегатов, указанная на
подкапотной табличке, подверглась
изменению в конце девяностых годов прошлого века. Поэтому сегодня в табличке можно
встретить два типа обозначения параметров редуктора - старое (например
G295) или новое (B02B). Расшифровка
кодов приведена ниже:
Старая номенклатура:
Первое буквенное значение: диаметр главной пары.
A |
138mm |
|
N |
13.5" |
B |
145mm |
|
P |
14" |
C |
6.25" |
|
Q |
12" |
D
|
6.62" |
|
R |
162mm |
E |
7.1" |
|
S |
6.38" |
F |
7.5" |
|
T |
6.7" |
G |
8" |
|
U |
6" |
H |
9" |
|
V |
10.6" |
J |
9.25" |
|
W |
15.5" |
K |
9.5" |
|
X |
142mm |
L |
10.5" |
|
Y |
158mm |
M |
12.5" |
|
Z |
202mm |
Прочерк « – » обозначает отсутствие кольцевой шестерни –
передний привод.
Второе и третье цифровые значения (от 01 до 73): передаточное число.
01 |
3.30 |
|
20 |
6.167 |
|
39 |
3.154 |
|
58 |
3.238 |
02 |
3.36 |
|
21 |
6.667 |
|
40 |
5.375 |
|
59 |
3.234 |
03 |
3.545 |
|
22 |
6.78 |
|
41 |
3.308 |
|
60 |
3.519 |
04 |
3.556 |
|
23 |
6.833 |
|
42 |
6.500 |
|
61 |
2.724 |
05 |
3.70 |
|
24 |
7.64 |
|
43 |
3.550 |
|
62 |
2.892 |
06 |
3.889 |
|
25 |
4.556 |
|
44 |
3.214 |
|
63 |
2.655 |
07 |
3.90 |
|
26 |
5.571 |
|
45 |
3.533 |
|
64 |
4.312 |
08 |
4.111 |
|
27 |
3.364 |
|
46 |
2.928 |
|
65 |
3.837 |
09 |
4.222 |
|
28 |
4.30 |
|
47 |
3.944 |
|
66 |
3.071 |
10 |
4.375 |
|
29 |
4.10 |
|
48 |
3.356 |
|
67 |
3.526 |
11 |
4.444 |
|
30 |
3.727 |
|
49 |
3.729 |
|
68 |
3.095 |
12 |
4.625 |
|
31 |
3.909 |
|
50 |
3.400 |
|
69 |
4.176 |
13 |
4.79 |
|
32 |
6.591 or 4.807 |
|
51 |
3.736 |
|
70 |
5.857 |
14 |
4.875 |
|
33 |
7.503 or 5.583 |
|
52 |
3.722 |
|
71 |
2.962 |
15 |
5.125 |
|
34 |
6.781 or 4.786 |
|
53 |
3.250 |
|
72 |
3.949 |
16 |
5.286 |
|
35 |
7.636 or 5.60 |
|
54 |
3.941 |
|
73 |
4.285 |
17 |
5.60 |
|
36 |
4.778 |
|
55 |
3.333 |
|
92 |
3.616 |
18 |
5.714 |
|
37 |
3.583 |
|
56 |
2.821 |
|
|
|
19 |
5.833 |
|
38 |
3.417 |
|
57 |
4.058 |
|
|
|
Четвёртое цифровое значение: количество сателлитов и
тип дифференциала.
Значение |
Кол-во
Сателлитов |
Тип дифференциала |
2 |
2 |
Открытый |
3 |
2 |
LSD |
4 |
4 |
Открытый, опционально принудительный локер |
5 |
4 |
LSD |
Новая номенклатура: (данные непроверенные и могут быть неполными)
Первая
буква
-
диаметр
кольцевой
шестерни:
A = 7.5" B = 8"
Две
последующие
цифры
- передаточное
число:
01 = 3:42; 02 = 3:58; 03 = 4:10; 04 = 4:56; 05 = 3:15; 06 = 3:91
Последняя
буква
-
тип дифференциала и кол-во сателлитов:
A = 2
сателлита,
открытый;
B = 4
сателлита,
открытый; C =
2
сателлита
с
LSD; D = 4
сателлита
с
LSD.
Пользуясь данными из номенклатур, можно рассмотреть в качестве примера очень популярный
для 4Runner код – G295. Получаем: Главная пара G = 8 дюймов, передаточное число
29 = 4.10 (41:10), дифференциал 5 = LSD c 4-мя сателлитами.
Если по каким-то причинам идентифицировать код не удаётся, тогда можно
прибегнуть к более сложным способам измерения передаточного числа ГП и типа
дифференциала. Для этого необходимо отключить полный привод, установить КПП в
положение “N” и «вывесить» исследуемый мост при помощи домкратов или подъемника.
Далее:
А) для того, чтобы определить наличие или отсутствие LSD, необходимо вращать
одно из вывешенных колёс моста и следить за вращением другого колеса. Если
другое колесо вращается в ту же сторону, что и вращаемое Вами, это значит, что
LSD есть (либо есть жесткая блокировка, которая включена). Если же другое колесо
вращается в противоположную сторону от вращаемого Вами колеса, это значит, что
LSD нет (либо существующая жесткая блокировка выключена). ВНИМАНИЕ!!! Данным
тестом можно определить только наличие/отсутствие LSD, но не его
работоспособность!!! Даже очень сильно изношенные фрикционные пакеты LSD будут
сопротивляться ручному усилию обычного человека и не дадут провернуть одно
вывешенное колесо относительно другого. Не рекомендую применять варварский «тест
на работоспособность LSD», заключающийся в попытке провернуть колёса
относительно друг друга при помощи лома, вставленного в колёсный диск. Ничего
полезного, кроме изуродованного диска Вы не получите, так как замерить момент
вашего собственного усилия на оси в этот момент крайне проблематично. Хотя,
если Вам удастся при этом провернуть колёса – значит LSD скорее всего уже
«дохлый».
Б) для определения передаточного числа главной пары необходимо
синхронно проворачивать
вывешенные колёса ровно 10 раз, одновременно считая количество оборотов,
совершаемых карданным валом. При этом угловая скорость колёс должна быть
одинаковой (при наличии LSD или жесткой блокировки можно вращать только одно
колесо). Если кардан провернулся, например, 41 раз, то передаточное соотношение
ГП = 4.1 (или 41:10). Если при 10-ти оборотах колес кардан
сделал не целое число оборотов, то попробуйте провернуть колеса 8, 9 или
11 раз.